В областных городах в массовом порядке создают прогулочные зоны. В каждом райцентре Московской области будет создана своя пешеходная зона. Техническое задание, подготовленное Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области, начнут реализовывать уже этой весной.
Свободные от транспорта зоны — это не просто улучшение городской среды. Это и рост туристической привлекательности городов, и повышение качества жизни. Создание пешеходных зон станет очередной мерой в череде других, направленных на улучшение городского пространства и облика Подмосковья. Ранее уже говорилось, например, об ограничении этажности застройки в подмосковных городах. В прошлом году в областном правительстве делали акцент на разработку парковых зон в городах Подмосковья, который теперь сместился на разработку пешеходных зон, призванных «гуманизировать» городское пространство. При этом будет активно использоваться опыт тех, которые уже созданы в области.
Коломна
Открытие пешеходной зоны на ул. Лажечникова состоялось здесь в 2008 году, и было приурочено к 830-летию Коломны. Именно на этой улице располагаются краеведческий музей, дом уездного врача Лозовского и Успенский Брусненский монастырь, будка городового со шлагбаумом. здесь же находятся многочисленные арт-галерии. Традиционно, пешеходная улица вымощена брусчаткой. Однако на Лажечникова есть возможность парковки для жителей и работников базирующихся здесь контор, что несколько нарушают «пешеходность» улицы.
Дмитров
Пешеходная зона была здесь открыта в 2004 году. Она находится в самом центре города и состоит из парочки площадей и старинной улицы Кропоткинская, частично идущей вдоль местного Кремля и давно имеющей статус «дмитровского Арбата». На эту улицу выходят частные домовладения, многие превращены в кафе, идет активная торговля в лавочках. Среди достопримечательностей — бронзовые скульптуры, изображающие городских жителей позапрошлого века, и памятник князю Кропоткину. Правда, на отдельных участках недостаточно вечернее освещение, что, конечно, недопустимо для променада. Есть проблема несанкционированного въезда автомобилистов.
Ногинск
Здесь свободным от транспорта является 270-метровый участок улицы 3-го Интернационала — от Трудовой улицы до улицы 9 Января. Расположенные на ней дома являются прекрасными образцами стиля модерн (начало XX века), в этом же стиле построен и местный ЦУМ. Также в пределах пешеходной зоны находятся городской драматический театр, кинотеатр и торговый центр. К улице примыкает площадь с фонтаном и мостиками, клумбами и лавочками. К сожалению, наблюдается переизбыток рекламы. Интересно, что выделение пешеходного участка здесь сопровождалось спорами — ведь улица перетекает в Горьковское шоссе и традиционно является главной транспортной артерией города. И все-таки, большинство ногинцев высказались в свое время «за».
Есть своя пешеходная зона в городе Железнодорожном, в районе улицы Школьная.
На чем будет сделан акцент при создании новых пешеходных зон?
Планируется, что на первых этажах зданий, находящихся на пешеходных улицах будут находиться кафе, магазины и рестораны. Обязательно будет бесплатный Wi-Fi. Среди остальных задач — проведение озеленения, установка лавочек, малых архитектурных форм, освещение, ремонт и реставрация зданий. В качестве важного элемента рассматриваются фонтаны, скульптуры и прочие декоративные элементы, которые призваны придать каждой пешеходной зоне свою изюминку. Возможно, будут также проработаны рекламные вывески, собственно, на предмет их соответствия общей стилистике. Предполагается также возведение в области пешеходных зон новых гостиниц. Возможно, это будет стимулировать жителей столицы осматривать Подмосковье не одним днем.
Разумеется, не обойтись и без организованных парковок перед заходом в пешеходную зону. Конечно, встает и острый и актуальный вопрос реорганизации движения городского транспорта, что может и создать свои проблемы в отдельных подмосковных городах, где автомобильное движение и так зачастую затруднено.
При планировании местоположения пешеходных зон будут учитываться и городской ландшафт, и исторические факторы. Пока предусмотрены три основных варианта — в городском центре, рядом с парковой зоной или на берегу реки. Председатель правительства Московской области Герман Елянюшкин не раз подчеркивал, что улицы должны органично вписаться в городское пространство, а потому индивидуальный подход особенно важен.
А в некоторых городах речь не идет о создании пешеходных зон, а о развитии и расширении существующих.
Планы и проекты
Известно, что первым проектом будет пешеходная зона в Сергиевом Посаде, создание которой приурочено к 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского. В нее должны входить улица Сергиевская, идущая от вокзала к живописной смотровой площадке города на Блинной горе, и участок от Келарской набережной до улицы 1-й Ударной Армии, «огибающий» Троице-Сергиеву Лавру. Проект благоустройства предполагает велосипедные дорожки, активное внедрение малых архитектурных форм, сувенирные магазинчики (впрочем, с этим в центре Сергиева Посада и так проблем нет) и кафе-рестораны.
В Жуковском пешеходную зону предполагается создать на одной из старейших улиц города — Маяковского, где должна быть организована прогулочная площадка, оборудованная бесплатным Wi-Fi.
Своию архитектурно-градостроительные концепции представил и Долгопрудный. Здесь разрабатывается проект пешеходной зоны в районе проспекта Пацаева с учетом формирования сети пешеходных улиц. На месте центрального проспекта города предлагается обустроить аллею с лавочками, зелеными насаждениями, фонтанами и скульптурами. Но это пока наметки.
В Зарайске разрабатывается концепция пешеходной зоны, которая охватит площадь Революции и улицу Красноармейская, что недалеко от Зарайского кремля. Согласно существующему предложению, на площади и на улице должна быть воссоздана атмосфера XVIII века.
Как сообщают власти Реутова, пешеходные зоны планируется создать в районе бульваров по улице Южная и Юбилейному проспекту, а также в районе центральной улицы в северной части города — улицы Победы. Вдоль пешеходных зон установят скамейки и торговые объекты, но при этом движение по самим Южной и Юбилейной перекрываться не будет, а вот улица Победы будет перекрываться лишь по выходным.
В Солнечногорске пешеходной хотят сделать зону от перекрестка улицы Почтовая с Советской площадью. А дальше — по улице Советская и до пешеходной зоны Привокзальной площади, концепция которой включает озеленение, внедрение малых архитектурных форм, фонарей, скамеек, замену тротуарной плитки, реконструкцию фасадов домов согласно единому стилю и оборудование съездов для инвалидов.
Также в городе желают благоустроить уже существующую пешеходную аллею от памятника Ленину на Советской улице до памятника Воину-освободителю на Советской площади, создав в ее районе две перехватывающие парковки.
Власти Талдома планируют создать пешеходной участок длиной в 470 метров на улице Победы — от поворота к стадиону «Урожай» до автобусной площадки у городского парка. Здесь появятся магазины, кинотеатр, кафе и ярмарочная зона. Движение на улице в этом случае будет перекрыто, а в начале и конце участка будут организованы автопарковки. Предполагаются, что по всей длине будут разбиты газоны и клумбы, посажены деревья и кустарники. В планах — установка скульптур, декоративных светильников, и лавочек, а также фонтана — на площади у местного кинотеатра «Родина». Также предполагается детская площадка.
Как уже было сказано, свои обновления предусмотрены и для тех городов, где пешеходные улицы уже существуют. Так в Коломне подумывают о том, чтобы включить в пешеходную зону, помимо улицы Лажечникова, отрезок улицы Октябрьской революции, соединяющий историческую и современную часть города, фрагмент улицы Арбатской, а также Коломенский кремль, Коломенский Посад и Девичье Поле. Есть также проекты по поводу дополнительных работ на Лажечникова, например, внедрение на ней велодорожек.
В Клину предлагают взять для обустройства улицу Новая, у которой есть некие предпосылки к «пешеходности» — одностороннее движение, тенистый сквер, большое количество торговых точек. В перспективе также рассматривается берег реки Сестры, позади ТЦ «Семья», улицу Левобережную, от моста через Ленинградского шоссе до моста по улице Чайковского. Тем более что этот отрезок пока «пустой».
В Истре уже подготовлены эскизы нескольких пешеходных зон в черте города. Первой может стать начало улицы Ленина — это площадка перед площадью Воскресенской.
А в Мытищах хотят создать крытую пешеходную зону в районе пересечения Новомытищинского проспекта с улицей Мира. Ныне там находится парковка. Строительство предполагается за счет инвестора, который выстроит там бизнес-центр с подземным паркингом. Глава Мытищинского района Виктор Азаров, сообщил, что к работе над проектом привлечены итальянские архитекторы. Зону оборудуют навесами. Она будет примыкать к местному Центральному парку культуры и отдыха.
Согласно концепции, созданной в Ивантеевке, пешеходная зона будет делиться на 2 части — начнется с Первомайской площади, пройдет через Сквер Памяти до бульвара на Задорожной, а потом продолжится по дублеру улицы Дзержинского. Возможно, что на территории от Торгового центра Гагарин на Советском проспекте до перекрестка Задорожной будет организован Город мастеров, в который преобразуется существующий там рынок.
В сквере же между улицей Дзержинского и ее дублером, откуда открывается вид на Смоленский храм, хотят обустроить площадку для художественных вернисажей.
Как это делается
Зимой правительством Московской области в рамках проекта была запущена программа мастер-классов для муниципальных архитекторов и журналистов. Первый из них провел датский архитектор Ян Гейл.
В целом же, власти МО рассчитывают, что пешеходные зоны в городах Подмосковья будут развиваться за счет инвесторов, а дело самих властей — создавать условия для бизнеса.
Города, которые смогут создать лучшие пешеходные пространства, по утверждению губернатора Московской области, Андрея Воробьева, могут получить денежные премии.
Возможные проблемы
Реакция жителей на создание будущих зон, судя по форумам администраций, по большее степени положительна. Например, в Видном пару месяцев назад был проведен эксперимент, когда на полдня было перекрыто движение на улице Советская. Особых нареканий со стороны местного населения это не вызвало.
Но, разумеется, говорить о том, что введение пешеходных зон не нанесет никакого ущерба движению городского транспорта, нельзя.
Еще один вопрос — повышение цен на объекты в будущих пешеходных зонах. Ведущие эксперты по недвижимости считают, что создание пешеходных зон приведет к повышению цен на помещения стрит-ритейла. Аренда, как ожидается вырастет не менее, чем на 20%. А вот на жилые объекты цена, если и вырастет, то крайне незначительно. Тем более, часто в таких зонах представлены объекты старого жилого фонда.
К тому же, пешеходная зона для тех, кто в ней обитает — это палка о двух концах. С одной стороны, приятно жить на красивой, отреставрированной, благоустроенной и, главное, исторической улице. Но, с другой стороны, это почти круглосуточный и всесезонный шум.
Автор: Щеглова Екатерина для KVARTIRAzaMKAD.ru
Обсуждается на форуме
1
2
1
4
28
Написать отзыв