Города

  • Москва
  • Новая Москва
  • Другие

Шоссе

Район

Электричка

  • Белорусское
  • Горьковское
  • Казанское
  • Киевское
  • Кольцевое
  • Курское
  • Ленинградское
  • Павелецкое
  • Рижское
  • Савёловское
  • Ярославское
км до МКАД

Готовность

Год сдачи

22 августа 2014 г. 3918 0

До 1 мая 2015 г. все управляющие компании должны будут получить лицензию в области управления многоквартирными домами.

Перспективы принятия закона о лицензирования редакторы портала KVARTIRAzaMKAD.ru обсудили с эксперами Сергеем Крековым и Натальей Михайловной Носко
  1. Какие нововведения предполагает закон?
  2. Отразится ли лицензирование на качестве услуг и степени ответственности УК, почему?
  3. Появится ли у граждан работающий механизм влиять на работу управляющей компании и у УК инструменты давления на должников?

Сергей КрековСергей Креков, генеральный директор УК Clever Estate

1) Закон (ЖК РФ и КоАП РФ), который вступает в силу с 1 сентября 2014 г., еще достаточно размыт. То есть, если сам закон более-менее внятно сформулирован, то сама процедура его исполнения еще, насколько я знаю, находится в стадии доработки. Во всяком случае, постановления, регулирующие исполнение этого закона, еще дорабатываются. Поэтому перечислю из очевидного. Да, ряд нововведений присутствует. И основной блок касается разработки механизмов лицензирования деятельности управляющих организаций (кроме ТСЖ) органами государственного жилищного надзора. Закон предусматривает создание федеральных и региональных реестров лицензий, а также реестров лиц с аннулированной лицензией и дисквалифицированных лиц.

Что это означает? Скорее всего, управляющие компании, которые внесены в официальный реестр управляющих компаний города Москвы, получат эту лицензию автоматически. Если вдруг лицензия по каким-то причинам будет отозвана, или ее надо получить с нуля, то тут предусмотрен ряд процедур.

Так, прежде, чем управляющая компания может получить лицензию, ее должен получить руководитель или собственник компании. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии, если в документах собственника или руководителя компании (российский паспорт, квалификационный аттестат) нет искажений, и он соответствует лицензионным требованиям. Квалификационный же аттестат выдается бесплатно на 5 лет на основании сдачи квалификационного экзамена. Кроме того, будет приниматься во внимание качество работ управляющих компаний. Например, если в обслуживаемых домах, УК получала много рекламаций, которые, в свою очередь, вылились в отказы жителей от обслуживания, и таким образом, компания потеряла более 15% своего официально заявленного жилого фонда, то это грозит отзывом лицензии. Сами понимаете, насколько это эфемерная привязка к процентовке, и насколько здесь открывается поле для манипуляций как с той так и с другой стороны.

Еще интересный вопрос — кто и как будет осуществлять надзор и контроль. По идее, это лицензионная комиссия. Кто входит в ее состав? — представители СРО (саморегулируемые организации) и так называемые, и общественные объединения. Ее решения являются основанием для действий органов госжилнадзора.

И еще нужно обратить внимание на то, что грозит нарушителям данного закона. Во-первых, штраф и дисквалификация должностного лица. А осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии или с нарушением лицензионных требований грозит штрафом или дисквалификацией должностного лица до 3 лет.

2) Пока сложно это прогнозировать. Качество услуг управляющих компаний сейчас прежде всего зависит от самих компаний, от класса домов (если мы говорим о жилом фонде, а не о коммерческой недвижимости), от конкурентной среды в каждом конкретно взятом районе, а также, от факторов, не зависящих от управляющих компаний: степени изношенности жилого фонда в районе, степени изношенности инженерии и коммуникаций. Это главное. Как будет отражаться на качестве закон о лицензировании — посмотрим. Хочется надеяться, что он отметет всякий мусор и усилит конкуренцию, и как следствие, качество, но безоговорочно утверждать я не могу. Надо сначала «обкатать» этот закон.

3) Механизм есть и сейчас, и под действием закона он вряд ли изменится. И сейчас можно сменить или написать рекламацию на управляющую компанию, приняв соответствующее решение на общем собрании жильцов. Здесь ничего нового не вижу.

Что касается должников, то да, требования к должниками коммунальных услуг законодательно ужесточаются. Управляющие компании теперь должны по закону рассчитываться с ресурсоснабжающей организацией средствами жильцов, иначе могут последовать всякие неприятные санкции. Поэтому теперь управляющая компания получает возможность взыскивать долги с жильцов всеми доступными в рамках закона методами. Теперь неплательщику можно серьезно испортить жизнь, например, ограничивая в пользовании различными услугами — лифтом, парковкой, доступом в дом и т. д.

Носко Наталья Михайловна, Генеральный директор ООО "УК "Комфорт-Девелопмент"

1) Закон о лицензировании УК, который вступит в силу с 1.09.2014, предполагает несколько нововведений, которые, так или иначе, повлияют на деятельность управляющих компаний.

Во-первых, теперь основанием для получения лицензии будет служить наличие у организации материально-технической и кадровой базы для управления жилыми домами. Во-вторых, у руководителя УК должен быть квалификационный аттестат и отсутствие оснований для выдачи лицензии в виде наличия непогашенной судимости за экономические преступления, дисквалификации, фактов аннулирования ранее выданной лицензии.

Очевидно, что введение лицензирования ставит своей целью отсечь доступ на рынок ЖКХ компаний-однодневок, предпринимателей-авантюристов, недобросовестных и просто безграмотных руководителей и, таким образом, защитить потребителей от некачественных услуг и прямого мошенничества. После введения закона в силу, деятельность без лицензии повлечет за собой штраф на руководителя организации на сумму до 200 000 руб., либо его дисквалификацию на срок до 5 лет.

Но отмечу также, что определяющим фактором здесь может стать добросовестность и профессионализм лицензирующего органа, поскольку коррупционная составляющая нашего общества способна на корню дискредитировать любое благое начинание.

Но как бы ни было, введение практики лицензирования деятельности управляющих организаций, безусловно, на порядок повысит уровень их ответственности за свою деятельность, так как наличие 2 неисполненных предписаний контролирующих органов автоматически влечет за собой аннулирование лицензии по конкретному дому, а это сами понимаете большие финансовые потери для компании.

Управляющие компании попадают в жесткие условия, в связи с чем можно ожидать повышения качества услуг по управлению домами. Также следует отметить заведомо уязвимое положение небольших УК, в ведении которых находится не более 10 жилых домов, так как отзыв лицензии на 15% домов в управлении, а для маленькой компании это 1 жилой дом, автоматически приведет к аннулированию лицензии на деятельность, т. е. ликвидации работающего предприятия.

2) Что касается вопроса права граждан влиять на деятельность управляющей компании, здесь следует заметить, что и в настоящее время собственникам жилья предоставлены широчайшие возможности для контроля деятельности компании и качества предоставляемых услуг. С введением лицензирования управляющие компании не получают никаких рычагов воздействия на неплательщиков и недобросовестных пользователей услуг, при этом возможности граждан для создания дополнительных сложностей в работе управляющей компании расширяются. Единственным позитивным моментом следует признать права вето общего собрания дома на решение Жилищной инспекции по отзыву лицензии на конкретный дом.